На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Разно Всяко

31 692 подписчика

Свежие комментарии

  • Homo Sapiens
    вполне возможно, те же стимфалиды были не живыми существами, а боевыми машинамиТоп-10: Необычные...
  • Геннадий Грузин
    Эти проекты. точнее "прожекты",  иначе как бредовыми не назовешь. В случае возникновения аварийной ситуации с самолет...Как создавались и...

Большая Садовая, 10: "Пьяница-сосед сказал: "Кто был ничем, тот станет всем!" И забрал зеркало"

В 1921 году Булгаков поселился на Большой Садовой, 10, в квартире № 50, ставшей прообразом "нехорошей квартиры". В том же году рядом с ним, в квартире № 48, поселились родные читательницы канала "Московские истории" Галины Мустафаевой. Вот её рассказ о этом доме и тех временах.

Моя семья до 1960 года жила по адресу Большая Садовая, 10.

Дом этот, построенный в 1902 — 1905 годах для владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита, известен теперь как Булгаковский.

Фабрикант занимал 10-комнатную квартиру № 5 на 3 этаже. Остальные квартиры арендовала небедная публика - профессора, адвокаты, доктора, артисты, художники. В художественных мастерских дома бывал весь цвет творческой Москвы. Здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.

Дедушка, Константин Михайлович, 1886 года рождения, воевал в Первую мировую, был контужен. Бабушка, Елизавета Андреевна, тогда зарабатывала шитьём. Двое их детей умерли от голода. Про революцию бабушка вспоминала так. Пришел пьяница-сосед, сказал: «Кто были ничем, тот станет всем!» и забрал у неё зеркало — портнихе необходимое.

 
Дедушка Константин Михайлович
Дедушка Константин Михайлович

В квартиру № 48 дедушка и бабушка въехали в 1921 году — Константину Михайловичу, работавшему корректором, там выделили 10-метровую комнату. И это еще повезло: в 12-комнатной коммуналке, где жили работники типографии с семьями, у других было и того меньше.

В 1918 году доходный дом Пигита национализировали, устроили там рабочую коммуну бывшей типографии Ивана Машистова (после революции она называлась 15-й литографией), располагавшуюся по адресу Большая Садовая, 23 и заселили туда её наборщиков, верстальщиков, корректоров.
 
Работники типографии
Работники типографии

Дедушка, как и положено корректору, был человеком грамотным и интеллигентным: когда делили вещи бывших жильцов — столы, шкафы, посуду, - он не стал принимать в этом участие. Бабушка очень за это ругала своего Косточку, как она его называла. Сердобольная соседка принесла ей “долю» - две вазочки и 5 тарелок кузнецовского фарфора.

Тогда же, в 1921 году, в квартире по соседству - № 50 — поселился со своей женой Татьяной Лаппой Михаил Булгаков. В соседках у него была и Аннушка-чума — Анна Горячева, кочевавшая потом по его произведениям.
 
Сад "Аквариум", 1956 год. Из семейного архива жильцов квартиры № 47 Воложинских-Мадорских.
Сад "Аквариум", 1956 год. Из семейного архива жильцов квартиры № 47 Воложинских-Мадорских.

Мама родилась в 1922 году. Через год родился её брат, Виктор. Гуляли во дворе — том самом, где сейчас вход в музей Булгакова. Двор убирал татарин, дети его дразнили "Алексей- облей", и он их поливал из шланга. Детям давали 20 копеек на мороженое, и они через забор лазили в любимый сад «Аквариум» - по соседству. Там показывали кино, выступали артисты, были танцы. Девчонки запоминали фасоны платьев и танцевальные па и тут же пытались повторить вальс-бостон, танго и фокстрот. Мама всю жизнь любила танцевать и меня учила.

 
Мама
Мама

Позже состав жильцов в квартире изменился — кто-то съезжал, кого-то заселяли. В соседях появился вор в законе, он жил обособленно своих не трогал. Жил аккомпаниатор дочери Леонида Утёсова Эдит (помните: «Все хорошо, прекрасная маркиза»?) и мамин поклонник юный скрипач Муся Кофенгауз, он ей под окном концерты устраивал. В войну он сгорел в танке. Погиб на фронте и мамин брат, Виктор.

Но ещё раньше, в 1938 году, не стало дедушки. Сказали, что он поскользнулся на крутой лестнице в метро «Маяковская». Маму в этот день приняли в комсомол. Ей пришлось бросить учебу в фармацевтическом училище, начать искать работу. На помощь пришли дедушкины сослуживцы: мама написала диктант и была принята на должность корректора в и типографию.

Бабушка тоже пыталась работать. Ей помогли устроиться по соседству - в пункт проката коньков, в “Аквариуме” зимой был каток. Но проработала там один день, не справилась. Бабушка нежная была, а тут ей в окошко кричат: «Тётка, давай гаги 43-го размера! Тётка, мне снегурки!» А она и отличить одни от других не может, и размер найти. Захлопнула окошко и убежала домой. А в 1939 году пошла работать на Швейную фабрику № 5 имени Профинтерна и там уже задержалась надолго.

В 1948 году мама вышла замуж за папу, родился мой старший брат Виктор. А в 1961 году они вместе с бабушкой переехали в отдельную квартиру — на Балтийскую улицу. Там родилась я.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх