Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме
(1967 г.)
Что сподвигло меня на этот пост:
Еду не так давно в метро и за спинй слышу женский голос, который вещает што НЕМЦЫ убили Сусанина! якобы за неверно предоставленные навигационные данные...
Я оборачиваюсь и спрашиваю у врослой тёти, (которая явно училась в школьные годы ещё в СССР, где образование таки было) - госпожа Псаки, не Ваша сестра случайно?
Народ вокруг притих и уже улыбается (тоже, наверное слушали), а тиотка спрашивает меня
- А с чего бы это вдруг?
Я отвечаю, что Иван Сусанин не немцев завёл в болота, а поляков.
На что получаю потрясающий своим идиотзмом ответ:
- Вы не знаете, о чём я говорила, вот и не лезьте !
Дальше было много текста не очень красивого с её стороны =)
Но я даже не разозлился - слабоумие это болезнь.
Мне не приятно, когда люди плюют в свою собственную историю. Это стыдно, не знать своих корней, и позор, перевирать факты.
Вот собственно и сами факты:
В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля.
Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву.
В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре.
Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды.
Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его.
В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой.
Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней.
Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина.
Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника.
Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы.
Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места.
В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги.
Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями.
К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обна»ружил и тело Сусанина.
Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила – основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.
Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность»
в истории очень много людей повторили подвиг Ивана Осиповича. И во время Великой Отечественной войны их тоже, было не мало. На станции Московского метро «Измайловский парк» установлена скульптура Матвея Кузьмича Кузьмина, чей подвиг вошел в историю наравне с подвигом Ивана Сусанина.
Немцы, под угрозой расстрела, заставили Кузьмина стать их проводником. Собираясь в дорогу, старику удалось, незаметно, поручить своему сыну Василию, пробраться к советским войскам и предупредить, что утром приведет к их позициям вражеский отряд. Долго водил Кузьмин фашистов по заснеженным полям и оврагам, кружил по кустарникам и перелескам, а на рассвете вывел на поляну перед расположением наших войск. Шквальным огнем гитлеровский отряд был уничтожен. Когда немцы поняли, что их привели в засаду, они застрелили старика.
P.S. Простите многословие, но иначе никак не получалось
Еду не так давно в метро и за спинй слышу женский голос, который вещает што НЕМЦЫ убили Сусанина! якобы за неверно предоставленные навигационные данные...
Я оборачиваюсь и спрашиваю у врослой тёти, (которая явно училась в школьные годы ещё в СССР, где образование таки было) - госпожа Псаки, не Ваша сестра случайно?
Народ вокруг притих и уже улыбается (тоже, наверное слушали), а тиотка спрашивает меня
- А с чего бы это вдруг?
Я отвечаю, что Иван Сусанин не немцев завёл в болота, а поляков.
На что получаю потрясающий своим идиотзмом ответ:
- Вы не знаете, о чём я говорила, вот и не лезьте !
Дальше было много текста не очень красивого с её стороны =)
Но я даже не разозлился - слабоумие это болезнь.
Мне не приятно, когда люди плюют в свою собственную историю. Это стыдно, не знать своих корней, и позор, перевирать факты.
Вот собственно и сами факты:
В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля.
Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву.
В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре.
Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды.
Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его.
В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой.
Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней.
Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина.
Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника.
Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы.
Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места.
В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги.
Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями.
К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обна»ружил и тело Сусанина.
Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила – основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.
Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность»
в истории очень много людей повторили подвиг Ивана Осиповича. И во время Великой Отечественной войны их тоже, было не мало. На станции Московского метро «Измайловский парк» установлена скульптура Матвея Кузьмича Кузьмина, чей подвиг вошел в историю наравне с подвигом Ивана Сусанина.
Немцы, под угрозой расстрела, заставили Кузьмина стать их проводником. Собираясь в дорогу, старику удалось, незаметно, поручить своему сыну Василию, пробраться к советским войскам и предупредить, что утром приведет к их позициям вражеский отряд. Долго водил Кузьмин фашистов по заснеженным полям и оврагам, кружил по кустарникам и перелескам, а на рассвете вывел на поляну перед расположением наших войск. Шквальным огнем гитлеровский отряд был уничтожен. Когда немцы поняли, что их привели в засаду, они застрелили старика.
P.S. Простите многословие, но иначе никак не получалось
ФАЮСТОВ Максим. Иван Сусанин. 2002.
Свежие комментарии