Существование самолета Ту–144, как и Конкорда, лишний раз доказывает тот факт что на технический прогресс влияет не наука, а экономика и война. Наука тут вторична. Оба этих сверхзвуковых самолета появились именно за счет войны — холодной войны т.е. геополитической конкуренции СССР с западом — конкуренцией социализма и капитализма.
А погубила их именно экономика — с началом их эксплуатации выяснилось что использовать их в регулярных авиарейсах невыгодно и слишком опасно — оба этих самолета могут взять на борт слишком мало пассажиров для дальних перелетов, и билеты на них стоят дороже. Гораздо выгоднее стало создавать аэробусы с большой вместимостью, которые хоть и летают гораздо медленнее но зато могут брать на борт гораздо больше пассажиров и билеты на них стоят дешевле. При этом для многих пассажиров несколько лишних часов проведенных в воздухе абсолютно не критичны — если, например, человек летает отдыхать, скажем, в Турцию или Египет, то для него это не проблема — раз в год можно и потерпеть, зато дешевле. Именно поэтому в СССР Ту–144 полетал в авиарейсах всего полгода — в условиях плановой экономики он был не только не выгодным, а, вообще, убыточным и был не более чем аттракционом. Конкорд полетал гораздо дольше, но тоже был снят с эксплуатации по причине невыгодности.
Так часто бывает что ультрапрогрессивные вещи не приживаются именно из–за своей невыгодности. Когда–нибудь человечество вернется к сверхзвуковой авиации, но это произойдет когда скорость сверхзвуковых самолетов удастся совместить с вместимостью аэробусов.
Кстати, обратите внимание на уникальный артефакт на фотографии — самолет Ту–144 тащит редкий советский аэродромный тягач МАЗ–541, который был выпущен всего в трех экземплярах.
Свежие комментарии