На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Разно Всяко

31 690 подписчиков

Свежие комментарии

  • Homo Sapiens
    вполне возможно, те же стимфалиды были не живыми существами, а боевыми машинамиТоп-10: Необычные...
  • Геннадий Грузин
    Эти проекты. точнее "прожекты",  иначе как бредовыми не назовешь. В случае возникновения аварийной ситуации с самолет...Как создавались и...

Побежденная колесница: провал «лучшего» танка в мире

Начиная разработку собственного танка в 1972 году, конструкторы вряд ли понимали, с какими трудностями придётся столкнуться. Разработка, технические споры и всевозможные согласования затянулись аж до 1977 года, когда впервые была представлена фотография этого танка. Первый же действующий прототип танка был показан еще позднее, в 1979 году.

Стоит сразу оговориться, что в «Меркаву» заложены в основном оборонительные свойства и вся огневая мощь танка отдана в угоду защищенности. В результате выбора такого направления работы и появился знаменитый профиль - высокая башня и приземистое шасси. Израиль Таль, главный конструктор танка, скорее всего не задумывался о том, что этой машине представится возможность воевать где-то еще, кроме земли обетованной, поэтому революционных технических решений ни в первую, ни во все последующие версии танка заложено не было.

 

Защищенность

Основное внимание конструкторы отдали выживаемости экипажа. В силу поставленной задачи экипаж был размещен чуть назад и чуть ниже классической схемы, а двигатель и трансмиссия были смонтированы под единой забронированной деталью, за которой устанавливалась еще одна бронеплита толщиной в 60-мм. Между двумя плитами расположен топливный бак для питания двигателя. Такое решение по сей день считается спорным, так как при поражении танка во фронтальную проекцию (а такие случаи случались часто) машина сразу выходит из строя и к дальнейшей эксплуатации непригодна. Единственным, кто оказывается в выигрыше от такой компоновки - становится экипаж, поскольку люди получают несколько десятков секунд, чтобы выбраться из подбитой машины через кормовое отделение. Корпус танка представляет из себя единую отливку, которая может противостоять многим типам снарядов, но вот попадание из ПТРК или ПТУР (особенного советского или российского производства) мощная израильская броня уже не выдерживает. Отдельного внимания в израильском танке заслуживает конструкция башни, являющаяся одновременно и отличительной чертой и «ахиллесовой пятой» танка. Большая ее часть окружена двумя слоями стальной брони. Передние бронированные стенки толщиной 76мм имеют небольшой промежуток для размещения боеприпасов к пулеметам. Внешнее размещение боеприпасов таким образом - еще одно спорное решение, которое показало свою несостоятельность в 1982 году, во время боев в Ливане. В силу размеров башня довольно сильно возвышается над корпусом танка и при должной сноровке превращается в отличную цель для реактивной гранаты.

Вооружение

Всерьез задумываться о вооружении в ЦАХАЛ не стали, поскольку надежда на высокую степень защиты взяла верх. Чтобы снизить издержки на создание танка на вооружение приняли американскую пушку М-68 калибром 105-мм. Боекомплект «Меркавы» составляет 62 выстрела, однако, автомата заряжания в нем не предусмотрено ни в одной из модификаций, включая самую новую версию танка с индексом МК-4. Такое решение в условиях современного танкового боя вызывает целый ряд вопросов, от усталости заряжающего до вопроса: «Что делать, если заряжающего вывели из строя?». Получается, что танк, при всей своей броневой защите, фактически будет нейтрализован, если по каким-то причинам заряжающий перестанет выполнять свои задачи. К слову, та же проблема есть и у американского М-1 «Абрамс», в котором автомата заряжания так же не предусмотрено, в отличии от российских танков, в которых автомат заряжения устанавливается очень давно.

«Меркава» помимо главного орудия имеет еще и спаренный пулемет калибра 7,62мм, расположенный слева от ствола. Дополнительно, сверху, на башне могут быть установлены еще два пулемета, но об использовании этих пулеметов в активном бою речь идёт в последнюю очередь, потому что под градом пуль нужно еще уметь воспользоваться ими. Одним из самых нестандартных решений, примененных в танке, является 60-мм миномет, который прежде устанавливали на американские танки М-60, находящиеся на вооружении ЦАХАЛ. Сами израильтяне высоко оценивают его эффективность, однако, американский военный историк Морис Сеймвуд, который долгое время руководил историческим журналом, посвященным бронетехнике, утверждал, что такая конструкция «лишена всякого смысла». Основную часть боекомплекта миномета составляют осветительные и дымовые снаряды, использование которых в бою не поддается объяснению, ведь все те же функции может выполнять и пехота и даже артиллерия.

Проблемы, о которых не говорят

Сами израильтяне о проблемности своего танка говорить не любят. Именно в силу узкой специализации этой машины, «Меркава» никогда не поставлялся на экспорт, а был продуктом лишь для внутреннего использования. Военный эксперт Виктор Мураховский в интервью телеканалу «Звезда» пояснил: «Вообще, «Меркава» не является прорывным танком, и даже сверхтехнологичным. В его создании не было применено революционных решений, прежде всего, в силу того, что сама технология танкостроения вплотную подходит к пределу своего потенциала. Стоит так же помнить, что этот танк - узконаправленная машина для локального театра военных действий. Для длительных маршей на большие расстояния он совершенно не годится, равно как и для перемещения железнодорожным транспортом, автовозами или своим ходом - он слишком тяжелый. Ну и с точки зрения живучести, нельзя однозначно сказать, какой он - потому что никем, кроме Израиля он не применялся», - заявил эксперт.

Побежденная колесница: провал «лучшего» танка в мире колесница, меркава

 

«Меркава» не устоял
Вторая ливанская кампания Израиля обернулась для бронетехники настоящим кошмаром. Наземные действия ЦАХАЛ с использованием танков «Меркава» стали одним из самых страшных страницы в истории танковых соединений Израиля. Ливанская «Хезболла» сделала основной упор на противотанковые средства и не прогадала. Около тысячи бойцов были разбиты на группы по 5-6 человек с самым разным вооружением. От самых ранних ПТРК «Малютка» до уже российских «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э» и самым неприятным для израильтян - РПГ 29 «Вампир». Израиль, неоднократно заявлявший, что располагает трофейными РПГ-29, которые прибыли из Сирии, обещал предоставить фотографии этих противотанковых гранат, но так этого не сделал. Военный историк Мартин Шандт, специализирующийся на изучении бронетехники стран НАТО отметил, что «Вампиры» стали оружием, которого боится любая бронированная машина. Кроме российских ПТРК у «Хезболлы» были и американские «ТОУ» и французские «Милан», однако, ими пользовались в самую последнюю очередь из за малой эффективности. Все свои самые большие потери ЦАХАЛ несли именно от противотанкового оружия. Официально ЦАХАЛ признал подбитыми 46 танков и 14 БТР. Зафиксировано 22 случая пробития брони в танках и около десятка - в БТР. Официальные данные скудны, но неофициальные данные говорят о том, что количество подбитых танков занижено примерно на 20-30%. Наряду с «Меркава-МК2» и «Меркава-МК3» в операции участвовали и новейшие «Меркава-МК4», которые несмотря на сверхвысокие защитные свойства так же легко пробивались российскими ПТРК, как их предыдущие модификации этого танка.

Американский стиль

Создав «Меркаву», израильские конструкторы стремились заложить в него максимально возможный уровень защищенности. Однако как и в случае с американскими танками М1 «Абрамс», израильские «Меркава» использовались в наземной операции и практически не встречали серьезного сопротивления. Неизвестно, что случилось бы с "Меркавой", встреться они лицом к лицу с более серьёзной эшелонированной обороной и гораздо большим количеством ПТРК в руках опытного противника. Скорее всего, потерями 50 машин израильтяне не отделались бы. Конструктивная массивность «Меркавы» привела к тому, что центр тяжести постепенно сместился в лоб машины, во-вторых увеличился заброневой объем. Как результат - 70-тонная неповоротливая махина «Мк-4» имеет почти в 1,5 раза меньшую степень защищенности, чем например, российский танк Т-90МС, который весит куда меньше - 48 тонн. К тому же, стрельба из положения «стоя» у «Меркавы» осложняется обильным выхлопом двигателя, который проходит прямо перед приборами СУО (Системы Управления Огнем).

Ноу-хау

Израильские конструкторы, которые так гордятся своими танками, в начале марта 2005 года представили «революционную» систему активной защиты «Трофи». Эта система по заявлениям израильских оружейников является уникальной, и не имеет аналогов в мире. Система «Трофи» основана на сотне датчиков в корпусе танка и системы боеприпасов, которые «выстреливаются» на встречу летящей в танк ракете. Стоит отметить, что никаких официальных данных по этой системе, не говоря уже о демонстрации ее возможностей - от Израиля до сих пор не поступало. Конструкторы системы уверяют, что система надежна и является в данный момент лучшей в мире. В этом израильские оружейники откровенно лукавят. В распоряжении российских военных уже давно есть комплекс активной защиты «Арена», принцип действия которого схож с «Трофи», однако оснащенные «Ареной» танки Т-80 были представлены широкой общественности аж в далеком 1997 году. Комплекс «Арена» был разработан с учетом применения танковых соединений в серьезных городских боях и был призван снизить повреждения танков от реактивных гранат и противотанковых комплексов. Модернизированной версией «Арены» в данный момент оснащаются Т-72Б, Т-90 и Т-90МС, поэтому израильскую систему «Трофи» лучшей в мире считают, судя по всему, только в самом Израиле.

Побежденная колесница: провал «лучшего» танка в мире колесница, меркава

 

Туманное будущее

Перспектива этого узконаправленного и относительно защищенного танка весьма непонятна. Прежде всего, потому, что сам процесс развития бронетехники во всем мире постепенно подходит к «потолку» своего развития. Израильские инженеры, создавшие «Колесницу» (а именно так переводится название «Меркава»), на смену последней модификации танка Мк-4 готовят совершенно иную бронированную машину, которая будет построена на «использовании новых физических принципов», однако как и в случае с «Меркавой» - ни подробностей, ни информации они не дают. Если взять во внимание тот факт, что израильские танки никому и никогда не продавались и применялись лишь в отношении более слабого противника, можно сделать вывод, что огневая мощь, защитные свойства и общая целесообразность этой машины будет под вопросом, аналогично с ситуацией с уже принятыми на вооружении танками модификаций МК-3 и МК-4. Завершая рассказ о механизированной «Колеснице» ЦАХАЛ вспоминаются слова американского военного историка Чарльза Симмонса, который долгое время изучал историю противостояния Израиля с сопредельными государствами. В одном из интервью он сказал: «Если бы каждый противник у Израиля был бы чуть лучше обучен и вооружен хотя бы равной по численности армией, то вопрос с танковыми наступлениями у Израиля был бы решен раз и навсегда, причем не в пользу Израиля».

Источник: tvzvezda.ru

Картина дня

наверх