В ясный и солнечный день 1 июля 1960 года, американский самолёт-разведчик RB-47, по вине своего командования, нарушил воздушную границу СССР в районе Кольского полуострова. И это -- несмотря на то, что с момента уничтожения самолёта-шпиона U-2 Ф.Пауэрса прошло ровно два месяца.
Шесть членов американского самолёта даже не подозревали, что четверо из них выполняют последний полёт в своей жизни, сунувшись к «советскому мысу Святой Нос, чтобы получить по своему грешному носу» (слова Хрущёва).
В 18 часов по московскому времени советские РЛС уже засекли неопознанную цель. 174-й Гвардейский Краснознаменный Печенгский истребительный авиационный полк имени Бориса Феоктистовича Сафонова, где боевое дежурство нес в тот день капитан Поляков, был приведён в боевую готовность.
На тот момент весь мир только начал переваривать скандал со сбитым американским самолётом Фрэнсиса Пауэрса – СССР и США находились в напряжённых отношениях, готовых в любой момент перерасти в ядерную войну.
Самолёт-перехватчик предназначен для того, чтобы быстро обнаружить и уничтожить воздушного нарушителя государственной границы, если нарушитель отказывается выполнять его команды. У летчика есть только короткий промежуток времени для выполнения задачи - чтобы иметь возможность вернуться на базу. Ибо запас топлива у него сильно ограничен.
Поляков, обнаружив американский самолёт-разведчик, доложил своим командирам, что американцы не реагируют на манёвры советского истребителя, и настойчиво потребовал дальнейших указаний.
Никто из советских генералов не желал становиться зачинщиком третьей мировой войны, поэтому все начали лихорадочно думать, какие действия предпринять в данной ситуации.
В отличие от командиров, капитану Василию Полякову ничто не мешало трезво оценивать ситуацию и понять, что если в ближайшие пару минут он не получит любого, но конкретного приказа, то ему, скорее всего, придётся искупаться в море, потому что топлива, чтобы дотянуть до своего аэродрома, наверняка не хватит.
От перспективы купания в водах Баренцева моря, капитан Поляков был не в восторге, поэтому выждав максимально возможное время, советский лётчик взял всю инициативу в свои руки и расстрелял американский самолёт парой очередей из двух 30-мм пушек, выпустив в него 111 снарядов.
RB-47 загорелся и рухнул в море. Капитан Поляков доложил, что цель уничтожена, и он возвращается на свой аэродром…
Немой сцене на командном пункте ПВО, последовавшей за таким неожиданным сообщением, мог бы позавидовать сам Гоголь – все были в шоке!
Если информация о том, что Поляков после своего возвращения был сразу арестован, не подтверждается, то о попытке командования свалить всю вину на него, есть документальное подтверждение - в рапорте на имя главнокомандующего ПВО записано: «ДЕЙСТВИЯ КАПИТАНА ПОЛЯКОВА БЫЛИ ВЫЗВАНЫ ЛИЧНОЙ НЕНАВИСТЬЮ К АМЕРИКАНСКИМ АГРЕССОРАМ».
Командир RB-47, второй пилот и штурман катапультировались. Командир экипажа капитан Палм погиб от переохлаждения. А для специалистов по фото– и радиоэлектронной аппаратуре – капитана Поуза и лейтенантов Гоуфорта и Филлипса – катапульты не предусматривались. Они рухнули в море вместе с горящим самолетом.
Капитан Василий Поляков был награждён орденом Красного Знамени, а американские лётчики навсегда усвоили, что нужно бояться не столько советских генералов, сколько простых советских лётчиков, способных на экспромт в любой ситуации.
***
Кстати, за время «холодной» войны число погибших американских пилотов в аналогичных инцидентах составило около 150 человек.
Подвиг лётчика-истребителя капитана Полякова ныне незаслуженно забыт. А между тем, именно его успешная атака в районе мыса Канин Нос 1 июля 1960 г. положила конец наглым вторжениям американских самолётов-разведчиков в воздушное пространство СССР. С этого момента американцы стали вести себя в небе намного аккуратнее.
Свежие комментарии