Помню слова об одном мичмане, командире торпедолова - "когда он входил на палубу, даже в машине хватались за ветошь и начинали усиленно наводить лоск". Понятно, что человек был на своём месте и назвать его "сундуком", как прохиндея, таскающего в портфеле консервы со склада, не повернётся язык.
С разными мичманами довелось мне служить.
До сих пор с теплотой вспоминаю Валентина Гриценко, пусть земля ему будет пухом, а ведь мы были практически ровесники. Богатырь с золотыми руками, я уже упоминал о нём в предыдущих рассказах. Казалось, не было дела, которое бы он не смог довести до успешного конца. Москвич Володя Балабанов, обладавший удивительной харизмой, пользовавшийся всеобщим уважением, - жив ли?Кстати, а всегда ли мичман - это щеголеватый юный офицер, столь романтичный в различных произведениях литературы и искусства? Отнюдь. До 1758 года мичман было унтер-офицерское звание, каковым стало и после введения воинских званий в советском ВМФ... А вот тут интересный момент. У нас дома в дни моего детства был фаянсовый кувшин, на белом боку которого был голубой якорёк и буквы РККФ - Рабоче-Крестьянский Красный Флот. А вот Википедия утверждает, что назывался тогда флот Мор. силы РККА, Военно-Мор. силы РККА. Но в любом случае мичман оставался унтер-офицером до 1972 года, когда был введён отдельный "институт прапорщиков и мичманов."
Вроде как унтерами их считать западло, а статус их близок к младшим офицерам и являются они их ближайшими помощниками и начальниками для личного состава своих подразделений. И была у нас на катере пластинка с песенкой .. «Прапорщик— он помощник офицера и любимец всех солдат». А питались мы за одним столом в крошечной кают-компании. И когда кто-нибудь из мичманов выводил помощника командира из себя, он заставлял вестового постоянно крутить её во время обеда, чтобы не забывали, кто они есть.
Если подойти к теме основательно - никакая армия и никакой флот без унтер-офицеров существовать не могут и роль их трудно переоценить. В вооружённых силах многих стран офицеры зачастую не снисходят до вопросов внешнего вида рядового состава и других подобного рода проблем, вся непосредственная работа с ним лежит на плечах как раз унтер-офицеров.
Можно глянуть ну хотя бы в Морской устав 1853 года, там чётко расписаны обязанности палубных унтер-офицеров, трюмных, машинных, артиллерийских кондукторов. Вся непосредственная работа с подчинёнными и материальной частью своего заведования относится к их первейшим обязанностям. Ну и непременно доскональное знание своего заведования.
Понятно, что с усложнением техники росли требования к персоналу, её обслуживающему, и это тоже было одной из причин создания вышеупомянутого "института". На флотах существовали школы техников, где готовили специалистов данной категории. Был бы признателен, если бы кто-нибудь из их выпускников поделился своими воспоминаними хотя бы вкратце в комментариях.
Только одно НО. Вот выдержки из интересных комментариев на одном специальном форуме. хотя речь идёт об армии, но к флоту они вполне применимы.
Для звания прапорщика требовалось предусмотреть соответствующие должности, которые не являлись бы ни офицерскими, ни сержантскими, на которых лейтенантам служить было бесперспективно и непрестижно, а сержантам эти полномочия доверить рано. Получая звание и заканчивая службу, увольнялись в запас прапорщики, за редким исключением, в том же звании и с той же должности. В результате армия получила полуфабрикат офицера, который по статусу ему практически соответствовал, но был абсолютно лишён каких-либо карьерных стимулов, что негативно отражалось на его служебных качествах. Отсутствие какой-либо карьерной перспективы, как главного стимула военного, сформировало совершенно новый тип военнослужащих. Зрелище довольно жалкое – низкое служебное рвение, порочное умение приспосабливаться и мирно «лежать» на должности.
Ко всем ли мичманам это можно отнести? Конечно нет, но из песни слова не выкинешь...
Как всегда, без метаний у нас не обошлось. Во времена Сердюкова решили расправиться с мичманами и прапорщиками, искоренив их как класс. Уволили десятки тысяч человек, выкинув их из Вооружённых Сил. И уже вскоре оказалось, что сердюковские сержанты эту ношу не тянут. И стали наших героев опять возвращать на службу.
И об обидном словечке "сундук". Вообще, в более ранне время существовало имя "сверчок", что означало оставшихся на сверхсрочную службу, но в званиях ниже, чем мичман. Со временем эта категория почти исчезла, я их видел разве что во всяких флотских музыкальных коллективах :)
"Сундуком" как термином особо рьяно пользовались матросы и старшины срочной службы, у которых в голове постоянно крутились заветные буквы ДМБ с указанием года, когда благословенное ДМБ наступит. А тут какие-то люди добровольно согласны тянуть служебную лямку долгие годы. Конечно же, из-за шкурных интересов. И всё заработанное и украденное усердно складывают в некий виртуальный сундук.
Что говорило о том, что идея службы по контракту в самых широких массах тогда была не очень популярна и с набором были определённые трудности. Сейчас наступили новые времена и скорее всего этот термин канет в прошлое, как уже упомянутые "сверчки" :)
Рисунок капитана 1 ранга Каравашкина изображает как раз момент работы торпедолова. Не думаю, что многим захотелось бы "посундучить" в таких условиях.
Свежие комментарии