Уверен, что каждый, хоть раз побывавший на судне, замечал эти надписи:
И пытливый сухопутный ум принимается за работу. Колышки, колышки - это явно что-то колючее, да ещё и рукавицы надо надевать... Ну ясно, на стальном тросе могут лопнуть проволоки, из которых он состоит и поранить руку. Подобных рассуждений в интернете по поводу снимков с такой надписью я начитался вволю.
И совсем неважно, что стальных тросов в качестве швартовых концов давно уже не видно на палубах. Скажу больше - и капроновых я в последнее время особенно не встречал, полипропилен - вот наше всё. Ну, уж там-то никакие колючки невозможны, а надписи - вот они, пожалуйста.
На самом деле колышка может запросто изувечить, а то и убить человека.
Разгадка в том, что колышки в данном случае, это петли, которые может образовывать канат или трос , обычно свёрнутый в бухту. И вообще любые петли (которые ещё могут называться шлагами :)
Когда конец длиннее, чем хотелось бы, а резать его не стоит, вяжутся специальные узлы, укорачивающие трос, узел такой по-английски называется "баранья нога", вот описание его вязки:
На укорачиваемом канате последовательно делают две колышки. Внутреннюю часть правой колышки проводят в левую колышку, а внутреннюю часть левой колышки — в правую. Затем узел затягивают и на каждую из его петель накидывают по одному полуштыку. Петли узла крепят к коренной части каната каболкой, шкимушгаром или линем.
Видите - колышки, это петли и есть. (И полуштыки, если присмотреться, они самые:) А шкимушгар с каболкой - всего лишь верёвочки, ничего страшного в этих словах нет.
А вот в петлях есть. Я приведу короткую заметку из самарского информационного ресурса 63.ру. Только, уж, извините, своими словами, ибо искусственный интеллект Дзена уже разок пессимизировал другой мой канал, сочтя обширную цитату за копипаст. Оно мне надо?
Короче, при швартовке баржи в шлюзе ноги одного из матросов попали в петлю (колышку) швартового конца. Когда он был закреплён на берегу и барже, она начала отходить, слабина выбралась, конец натянулся и человеку отрезало левую ногу, а на правой раздробило кости. Вот тебе и колышка!
Хотя и пишут предупредительные надписи, и плакаты по технике безопасности выпускают, видите, правая нога матроса в колышке ,
но трагедии такие случаются регулярно. Колышка может захлестнуться и вокруг туловища, как на гравюре Рокуэлла Кента, иллюстрирующей роман "Моби Дик". Так кашалот и утянул несчастного под воду.
Ну, а рукавицы при чём? При том, что вот будете вы голыми руками конец удерживать, а его кэээк потянет - и сдерёт вам кожу с ладоней, очень неприятная штука.
А что там насчёт команд, и вообще, словосочетаний, в которых русские слова означают совсем не то, что обычно? Ну вот, хотя бы, "Рубить рангоут!"
На самом деле рубить ничего не надо. А надо снять мачты на шлюпке, предварительно освободив их от того, что на них висит, и аккуратно уложить в определённом порядке. Кстати, выражение "мачта сухая" как раз и говорит о том, что на ней никаких рей в данный момент нет.
Или вот: "Из бухты вон!" Это уже довольно старая команда, сейчас её вряд ли услышишь. Когда-то не было якорных цепей, а были якорные канаты. И они тоже сворачивались в бухты, когда якорь был поднят. А вот при отдаче его подавалась такая команда, чтобы люди на баке были внимательны и отошли от каната. А то, сами знаете,колышки - вещь такая...
"Пошёл шпиль" - это не значит, что шпиль отправился куда-то по своим делам. Это команда на его включение в работу.
Если два судна свалились, это не значит, что они легли на бок, а всего лишь сцепились рангоутом, а сейчас, когда всяких рей, бушпритов и прочего торчащего дерева не стало, употребительней стало "навалиться".
Если судну или кораблю "обрезали нос" - ничего кровавого в этом происшествии нет, просто кто-то прошёл очень близко к носовой части. Но обрезать можно и корму, это уж как получится.
Свежие комментарии